Очень много жалоб слышу от работодателей. Мол, соискатели — ну, такое, хотят много, умеют мало. Резюме плохое, выглядят так себе. И еще обидчивые, твари такие. После собеседования или увольнения бегут на сайты с отзывами и пишут обо всем с подробностями. Прям взял бы и удушил собственными руками.
Не буду рассуждать на тему того, правы или нет работодатели. Просто напомню о том, что часто они сами с рыльцем в пушку. Выделил наиболее типичные ошибки при поиске персонала, которые могут привести к уходу адекватных соискателей и затягиванием процесса поиска.
Текст вакансии
Первый и самый грубый косяк. Не нужно запихивать в текст всю должностную инструкцию. Не нужно брать чужие тексты вакансий. Ну, и самое главное — не нужно отрываться от реальности или курить что-то забористое перед составлением. Не бывает людей, которые могут за миску бич-пакета заменить весь отдел. Практически не существуют в природе люди, которые могут совместить в себе нужное образование, стаж работы по профилю не менее пяти лет в одном месте и непрофильные навыки. Это как искать пиарщика, который будет в свободное от пиара время мыть полы во всем офисе.
Указывать или нет зарплатную вилку — дело хозяйское. Можно указать, и тогда будут приходить кандидаты, которые под нее хоть как-то попадают. Можно не указывать, и потом на собеседовании устраивать танцы с манипуляциями, пытаясь продавить кандидата на намного меньшую зарплату. Кому как нравится.
Отдельный шик — не давать конкретику по вакансии. То есть вы общаетесь с кандидатом, но все детали касательно графика, оплаты, обязанностей — только на собеседовании. Это важная информация, мы не скажем вам ее по телефону.
Ну, и информация о компании. Некоторые даже не заморачиваются с прикреплением ссылки или кратким описанием. У вас после такого осталась надежда, что на фразу «необходим сотрудник со знанием профиля компании» придет именно тот, кто нужен? А как он узнает о профиле компании? Раскинет Таро или погадает на кофейной гуще?
Общение с кандидатом
Тут можно писать отдельную статью. Уважаемые эйчары/кадровики/иже с ними! Пожалуйста, не забывайте слова приветствия при совершении звонка кандидата. Не забывайте волшебные слова вежливости. Не забывайте поинтересоваться, удобно ли с вами вообще разговаривать. Раскрою страшную тайну, но кандидат не сидит сутками напролет перед телефоном, ожидая именно вашего звонка. Он занят своими делами или, о, ужас! — до сих пор работает на предыдущем месте. Не забывайте, что эйчар — лицо компании. Каким будет лицо, если ваш уровень общения по телефону «слышь, ты, работу надо?»
Отдельный котел в аду уготован тем, что ставит цель звонка сбор информации по зарплатным ожиданиям сотрудника или устраивает игру «угадай, вписываешься ли ты в нашу зарплату». Серьезно, менеджер по персоналу звонит кандидату и задает вопрос про зарплатные ожидания. Вписались — продолжает разговор. Не вписались — дасвидули, вы нам не подходите. Очень логично.
На очном собеседовании общение также должно быть предельно корректным и вежливым. Да, сотрудник чаще нуждается в работе больше, чем ваша фирма в сотруднике. Но это не причина считать соискателя тварью дрожащей и общаться с ним через губу. Если вас просят объяснить, как попасть к вам в офис — расскажите об этом. Не нужно отправлять кандидата в гугл.карты, на сайт или на поиск собаки-поводыря. Это выглядит дико непрофессионально.
Тесты, проверки и задания
Самая важная мысль: если вы даете тестовое задание, то оно должно либо быть номинальным и требования на выполнение минимум времени, либо должно оплачиваться. Никто не станет составлять для вас в качестве тестового задания стратегию продвижения или писать здоровый кусок кода. Отучайтесь от дурной привычки получать результат чужого труда бесплатно.
Анкеты по моему мнению — прошлый век и прикрытие для СБ. Если СБ, конечно, вообще есть. Да будет вам известно, что информацию о родственниках до пятого колена, своей собаке и номере водительского удостоверения вам кандидат выкладывать не должен. Точка. По закону требовать не можете. Если кандидат на вашу просьбу пошлет вас в лес и уйдет, то он будет прав. Так что либо пусть ваша СБ работает, либо не позорьтесь и не нарушайте закон. Кстати, неимоверно вымораживают анкеты, в которые нужно переписать информацию из резюме. К чему это? Проверить навыки письма кандидата?
Отдельное «удовольствие» для кандидата — всевозможные тесты. Чаще всего вовсе не по специальности, а психологические или «на соображалку». Вот вам тест на 400 вопросов на определение вашего психотипа. Закончите — позовите нас. Вы, блин, серьезно? Или попросить главбуха на собеседовании написать проводки по задачке из сборника. Хотите отпугнуть адекватного кандидата — вы поняли, что нужно делать. Зато сможете выделить самых лояльных и терпеливых сотрудников, это уж точно.
Можно еще вспомнить про полиграф, гороскопы и нумерологию, анализ почерка и тесты IQ, но это совсем отбитые примеры фирм. Земля им асфальтобетоном.
Синдром «я у мамы пиздося»
Очень часто эйчары страдают комплексом Бога. Захотела — перезвонила, не захотела — не перезвонила. Кандидат хочет созвониться в час? Ну, мало ли он чего хотел. А я не хочу. И это я даже не касался темы выдачи обратной связи после собеседования. Эйчары просто кладут прибор на свои же обещания перезвонить для согласования нового этапа собеседования или выслать тестовое для прохождения. То ли это распиздяйство, то ли высокое самомнение — я не знаю.
Особенно вымораживает, когда такими пиздосями оказывается вся фирма. Приходишь на собеседование с начальником, а он забыл/забил/у него дела — приходите завтра. Сразу видно, что у начальника с ответственностью все отлично. Как и планированием. Точно сработаемся. Или ждешь полчаса перед кабинетом, пока эйчар соизволит пригласить тебя. Тебе надо — ты и жди. Мы заодно проверим твою стрессоустойчивость.
Странные собеседования
Сюда можно отнести всю широту креатива некоторых работодателей. Стресс-интервью, групповые интервью на должностях, где оно не нужно, глупые и некорректные вопросы. В кандидата могут швырнуть бумажками, спросить о том, во сколько лет у него случился первый секс или собрать двадцать человек в помещении размером два на два метра с пятью стульями. Это не мы долбанутые, это у нас методы проверки такие. Ушел сам, хлопнув дверью? Послал эйчара в баню? Это ты не прошел нашу секретную проверку. Страдай теперь без работы.
У продажников отдельное проклятье. До сих пор просят продать ручку. Либо тупо просят список фирм, с которыми у тебя на данный момент налажено сотрудничество. Чтобы сразу оценить, чего ты там стоишь.
Люди, пожалуйста, просто не делайте так. Соискатели не могут понять, пора вызывать санитаров или это просто у вас такие креативные проверки. Если у вас не филиал дурдома, то портить психику кандидатам такими способами не имеет смысла.
Ложь
Самая главная мысль — не нужно врать кандидату и занижать объемы должностных обязанностей, завышать зарплату или обрезать резко ее размер на финальном этапе. В первом случае кандидат просто увидит объем работы, покрутит пальцем у виска и уйдет. Во втором до выхода на работу может вообще не дойти. Кандидат уже обговорил размер зарплаты, и когда на финальном этапе ему говорят «вот тебе твоя планка минус n %, деняк больше не дадим». Конечно, есть шанс, что перед вами кандидат, которого никто не берет, и он согласится на ваши условия. Но стоящий специалист скорее всего уйдет, добавив ваши номера в черный список.
Врать о нюансах работы вообще не имеет никакого смысла. Крепостное право отменили несколько веков назад. Увидев реальную ситуацию, сотрудник просто напишет заявление и уйдет. За три дня, если он на испытательном сроке, а вы в это время останетесь с брешью в штате и подвисшими обязанностями.
Ждунство
Почему-то практически каждая фирма считает, что кандидат будет ожидать ответ эйчара с оффером/вызовом на новый этап/тестовым заданием до бесконечности. Сроки можно не обговаривать, количество этапов не сообщать. Подождут, чай не сахарные.
Так вот, ребята. Вакансий на рынке труда на самом деле очень много. Если вы не являетесь супер-крутой фирмой, у вас нет месячных проверок СБ, ваша зарплата не выше рынка в два раза, то кандидат не будет сидеть месяц и ждать ваш ответ. Более того, он скорее всего не готов прождать даже пару недель. Потому что ему надо кушать — это первое, и потому что аналогичных фирм на рынке — как прутиков в венике, это второе. Совещаясь с начальником месяц о необходимости найма сотрудника, обсуждая кандидатов после первичного отбора пару недель, вы можете упустить самых ценных специалистов. Потому что за ними гоняются ваши конкуренты, которые вполне могут оказаться проворнее. В итоге, будете собирать крошки и брать абы кого, либо растягивать поиск сотрудника на долгие месяцы.
Еще бывают случаи, когда эйчар собирает «пул кандидатов», и, если что-то там не срослось с выбранным, начинает обзвон пула с гениальной фразой «вам же еще нужна работа?» Скорее всего, не нужна. Плюс к таким обзвонам заранее относятся негативно. Обратной связи не было в разумные сроки, эйчар повела себя высокомерно. Если у вас там не супер-условия и зарплата выше рынка, то вас скорее всего пошлют, причем иногда в грубой форме. Особенно если вы звоните через полгода после получения резюме, когда кандидат пережил трехмесячный кризис нового рабочего места и его все скорее всего устраивает.
Вроде бы ничего нового не написал — все прописные истины. Но, тем не менее, постоянно читаю истории о прохождении собеседований с одними и теми же косяками от работодателей. Будьте адекватны и хорошие сотрудники к вам потянутся. Ну, и не забывайте о том, что исправить негативные отзывы о компании на сторонних сайтах будет очень сложно, а портить вам жизнь они будут еще долго, отводя от вас адекватных кандидатов.
Ищем сотрудника. Типичные ошибки работодателей: 1 комментарий
Обалденная статья! Написана по делу и с юмором. Редкое сочетание