ОбзорТренерыТренинги

Как выбрать бизнес-тренера?

Опубликовано

Да, данная тематика очень нетипична для нашего ресурса, статья писалась под заказ. Но вот как-то не случилось, не вжухнуло, и мы решили залить статью сюда. Конечно, добавлены авторские иллюстрации и прочие правки. Приятного чтения.

Современный мир вносит коррективы в нашу жизнь. Если наши мамы и папы мечтали стать врачами и космонавтами, а наши сверстники — бандитами, то сейчас каждый первый хочет стать бизнес-тренером или коучем. Но “хотеть” не равно “стать”, так что составили список характеристик, по которым можно выбрать бизнес-тренера для полезного и результативного тренинга. Сразу оговоримся — статья не касается выбора разнородных лайф-коучей и прочих интересных личностей.

Уровень образования

Здесь все очень интересно. Смотрим на список регалий в портфолио, который вам предоставляют тренеры. Если кто-то из Ваших претендентов имеет оконченный MBA, полученный в одном из именитых образовательных учреждений, например, Великобритании, то это просто отлично и моментально добавляет очков будущему спикеру. Если же просто (или не очень просто, а даже с пафосом) указан отечественный MBA или просто высшее образование в любом из отечественных вузов, то это неплохо, но всерьез чаще всего эту информацию можно не воспринимать. Конечно, бывают исключения, в стране есть отличные университеты, выпускающие прекрасных экономистов и юристов, но к менеджменту и маркетингу это все имеет весьма опосредованное отношение.

Поэтому на уровень образования смотрим, но оцениваем данную информацию критически.

Отдельное слово о наличии педагогического образования. Если вы всерьез считаете его наличие обязательным, то есть два объяснения этому. Либо вы — бюджетная организация, для которой наличие такого образования у тренера обязательно, либо у вас есть какие-то заблуждения по поводу роли бизнес-тренера.

Тренер — не нянька с платочком, который должен бегать за вашими сотрудниками (или за вами в том числе) и уговаривать вас научиться чему-то новому. Он только дает вам нужные знания и инструменты. Впитывать эти знания или нет, обращаться ли к предоставленным инструментам — личное дело каждого.

Аналогично критически необходимо относиться к сертификатам «тренинга для тренеров» и подобной макулатуре. Они показывают только наличие дополнительных средств и времени на их приобретение, но никак не характеризуют тренера как специалиста или как личность.

Практический опыт

Одна из наиболее важных характеристик, на которую нужно обратить внимание при выборе тренера. А применял ли он сам на практике все то, о чем говорит? А сталкивался ли он с подводными камнями на своем пути? Если у коуча не было практического опыта применения тех знаний, которые он пытается транслировать, то он фактически является «говорящей головой», которая пересказывает взятую где-то информацию. Но каков источник информации? Что является гарантом адекватности информации? Дополнительный минус — тренер без практического опыта банально не сможет ответить на возникшие вопросы, либо привести практические примеры из жизни. Потому что таких примеров нет.

Вообще, тренеры без практического опыта часто напоминают сотрудников на кафедре, которые начитывают заочникам материалы по той специальности, где заочник работает уже давно и вполне успешно. Студент подвергает обструкции знания и адекватность преподавателя, преподаватель смотрит на студента свысока с позиции «сперва добейся». Ни к чему хорошему это в итоге не приводит.

Дополнительный совет: можно не обращаться к услугам бизнес-тренеров без практического опыта, а взять в штат менеджера по обучению в лице девочки с педфака, которая умеет гуглить и структурировать информацию. Поверьте, программу она напишет и проведет тренинг как минимум на уровне “диванных теоретиков”. Может быть даже и лучше, если она достаточно смышленая, а в вузе не протирала скамейку на кафедре.

Польза будет примерно одинаковой, а сэкономленные средства можно потратить на проведение тренингов от специалистов с практическим опытом с нужной вам периодичностью и по нужным тематикам.

Возможность адаптации тренинга

Здесь главный вопрос заключается не в том, может ли тренер включить в свою программу кейсы касательно нужной специфики бизнеса или рассказать пару баек на нужную тему. Адаптация — это перекраивание программы тренинга с учетом цели мероприятия или с учетом имеющихся знаний и пробелов в этих знаниях. Например, не имеет смысла тратить время на разжевывание теории продаж для матерых менеджеров. Аналогично бесполезно рассказывать об узких инструментах маркетинга для сотрудников, которые не понимают вообще, что это за маркетинг такой и с чем его едят.

Однако не стоить путать возможность адаптации программы и обязательное включение в нее «сакральных знаний» по вашему направлению деятельности. Продажи B2B остаются продажами B2B несмотря на то, продаете вы офисную технику или металлопрокат.

Если тренер не готов/не может/не хочет вносить изменения или не готов даже предоставить структуру тренинга на обсуждение, то скорее всего тренинг представляет собой зачитывание по памяти собранного давным-давно материала. Будет ли полезна эта информация для вас — вопрос открытый.

Интерактив и «байки из склепа»

Чтобы понять полезность наличия интерактива и кейсов, нужно сначала задать себе философский вопрос. А зачем вам вообще тренинг? Вы хотите освежить старые знания и придать им структуру? Или получить что-то новое? Или, может быть, просто хорошо провести оплачиваемое рабочее время? Если цели совпадают с пунктами 1 и 2, то интерактив, равно как и кулстори от коуча, вам не нужны совершенно. Конечно, веселые конкурсы в виде перекидывания мячиков друг другу или распевания песенок — это отличный досуг и даже неплохое мероприятие для командообразования, но это все вы можете провести в неформальной обстановке собственными силами. Горькая правда в том, что знания приобрели те, кто в школе сидел за партой над учебником, а не курил за углом или играл в «Морской бой», потому что знания требуют усилий и концентрации.

Кейсы и байки — неотъемлемая часть любого тренинга. Главное, чтобы они соответствовали программе и не составляли большую часть тренинга. Для обмена опытом или обсуждения кейсов существуют другие формы мероприятий, отличные от тренинга.

Отдельный вопрос — отработки на тренинге. Их процентное отношение к теории нужно рассматривать в зависимости от цели мероприятия. Кем должен стать тренер — светочем знаний или злобной училкой, которая не отпустит домой, пока ты ей не сдашь этот параграф? Во втором случае опять-таки нанимаем девочку с педфака, которая будет учить и контролировать процесс отработки хоть по посинения сотрудников.

Общее впечатление от тренера

Сейчас на дворе совсем не средние века, но по одежде и манерам встречать людей так и продолжают. Станете ли вы слушать человека, который пришел к вам на встречу в мятой рубашке под драным свитером и в грязных туфлях? А с чего вы взяли, что такого человека будут слушать ваши сотрудники только из-за того, что он мега-супер-пупер-вау-специалист? Общее впечатление остается важным. Никто не говорит о стрелках на брюках, о которые можно порезаться, и об обязательном галстуке, но тренер должен оставлять приятное впечатление уверенного в себе человека и специалиста, а не бомжа с Курского вокзала.

Аналогично в отношении речи тренера и его речевых привычек. Благо, на дворе настали времена, когда личный сайт или хотя бы страничка в соцсети есть даже у кошек. Не покупайте кота в мешке, а сначала оцените уровень владения речевым аппаратом у выбранного кандидата по имеющимся видео. Заслушались с первых секунд или побежали искать святую воду для глаз и бумажный пакет для желудка? Поверьте, у ваших сотрудников реакция будет такой же, не стройте себе иллюзий. Минус также в том, что вычислить нечто полезное из фраз типа “Эээ… Ну, эта, как ее там… А, вот — миссия компании — это вам не это” будет нетривиальной задачей.

Конечно, можно проанализировать все то, что уже успел написать тренер в виде статей и книг, но с учетом огромного рынка фрилансеров-копирайтеров и редакторов на вольных хлебах надежды на то, что тренер написал все сам, вообще мало. Исключение — авторские тематики. Потому что на темы “10 лайфхаков для поднятия продаж” пишут даже школьники по 30 рублей за 1000 знаков, а вот про внедрение адекватных систем мотивации — единицы.

Совет для любящих аналитику: посмотрите пул клиентов и наличие рекомендаций от клиентов. Если у тренера есть практические примеры внедрения по тем тематикам, что он начитывает, и это даже внедрилось и даже работает, то хватайте его, родимого, и тащите для проведения тренинга у себя.

Интерес тренера к мероприятию

Отлично, вы выбрали несколько кандидатов среди найденных тренеров, отправили им запрос. Что дальше? Дальше кто-то задает кучу вопросов для уточнения деталей (сколько человек на тренинге, какие цели, какой уровень сотрудников и пр.) и вообще всячески занудствует, а кто-то отвечает в стиле “Все будет чотко, все сделаем”. Берем всех, кто не задает вопросы, и отправляем в мусорное ведро. Либо у откликнувшегося опыта нет и он банально не знает, какие вопросы нужно задавать, либо программа тренинга — вольный пересказ пары книжек, заученный до дыр, либо тренер с самомнением, подпирающим потолок. В любом случае, вам с ним не по пути.

Посттренинги

Если тренер хотя бы вскользь упомянул об этом, то это добрый знак. Это показывает заинтересованность в конечном результате и готовность нести ответственность за результат своей работы. Посттренинг — это афтепати для прошедших тренинг, только без коктейлей и музыки, зато с тренером, отработкой материала и его закреплением. Вещь очень эффективная, но популярностью особой не пользуется.

Конечно, вы наверняка сумели найти в поисковике еще кучу статей по запросам “Как выбрать бизнес-тренера”, “Критерии для выбора бизнес-тренера” и тому подобным. Мы тоже их нашли и получили заряд бодрости и веселья на весь вечер. Какие советы, ух! Делимся ТОП-3 самых-самых.

  • 1. Попросить провести демо-тренинги на 60 минут

Ребята, вы серьезно? Сидит такой Фридман и думает: “Меня отобрали вместе с Васей Пупкиным из Воронежа. Надо начитать пробный тренинг на 60 минут, а то вдруг еще Васю выберут. Нельзя терять свой шанс! Нужно показать, на что я способен!” Оставим без комментариев, но просим госпожу эйчарку поделиться этой забористой травой с нами.

  • 2. Предоставить список заказчиков тренера и вычислить долю повторных заказов

А может еще ключи от квартиры, где деньги лежат, отдать? Никто и никогда не скажет правду, а предоставленную информацию вы проверить все равно никак не сможете. Тоже самое работает с отзывами и рекомендациями. Проверить их правдивость сложно, а любое мнение субъективно.

  • 3. Не брать дешевых тренеров

Вопрос: а на основании каких критериев вы будете принимать решение о том, что тренер “дешевый”? “Дешевый” = “вписался в наш бюджет и еще на мороженку осталось”? Наверняка вы не сможете оценить средний ценник по рынку, максимум — выведете среднее арифметическое по суммам, названным кандидатами. Проще будет соотнести сумму и то, что предлагает тренер за это количество денежных знаков. Ну, и также экстраполировать полученный результат на известность тренера. Где-то там, на пересечении всего этого, и скрывается нужное.

А если быть совсем серьезным, то выбор тренера чаще всего проводится либо исходя из бюджета (“хоть бы вписаться”), либо исходя из желания левой пятки (“этот умный, а этот понравился”). Надеемся, что наша статья внесет хоть немного осознанности в непростой выбор бизнес-тренера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *