АнализОбзорСайты

Как заказать сайт и не слить бюджет? Пять советов для заказчиков

Опубликовано

Подозреваю, что этот текст вызовет бурю праведного гнева у заказчиков, но да будет так. Почему-то проблема адекватного поиска подрядчиков до сих пор остается актуальной, несмотря на то, что рынок перенасыщен разнородными веб-студиями и заказывать сайт или заниматься поиском специалистов для создания сайта приходилось едва ли не каждому руководителю. Несмотря на все это, ошибки из раза в раз совершаются совершенно однотипные, и наши попытки вразумить заказчика чаще всего не приводят ни к чему. Мы провели мозговой штурм и собрали обыденные ошибки, которые ежедневно совершают наши заказчики.

1. Сайт для клиентов, а не для вас

Обычно при выдвижении данного постулата мы инстинктивно пригибаем голову, потому что получить в нее чем-то тяжелым от клиента проще простого. Вроде бы совершенно простое и логичное умозаключение, но попытка донести его до клиента приводит к целой волне негатива. «Мы вам платим! Мы можем указывать, что делать!» — и еще тысяча и одна ремарка для удовлетворения собственных амбиций. Мы вовсе не против. Да, вы оплачиваете создание сайта, наша задача — помочь вам создать его таким образом, чтобы он не просто окупился, а принес вам в долгосрочной перспективе доход. Если получение прибыли от сайта не входит в список ваших задач, то мы тоже не против, т.к. мы все-таки меркантильные твари, получающие от вас деньги за создание сайта.

Совет от нас: в итоговом варианте сайт должен понравиться вашему клиенту. Он должен захотеть остаться на нем, добавить в закладки и переслать ссылку друзьям со словами «Посмотри, что я нашел!» Если сайт нравится вам, вашей маме или любимой собаке, то это тоже неплохо, только денег не принесет. Именно поэтому мы не приветствуем размещение на главном экране сайта, посвященного продаже щебня, фотографии вашего любимого хомячка, но если вы платите, то мы это сделаем. Можете нас попинать за это, но желание клиента — закон.
P.S.: вопрос на засыпку — а понимаете ли вы вообще, какой он, ваш клиент? Делали ли вы исследование на данную тему? Тестировали ли вы аудиторию? Без этих банальных вещей сайт нельзя создавать вообще. Совсем. Нельзя определить, хорош сайт или нет до тех пор, пока вы не будете знать «в лицо» своего клиента. Если вы утвердительно отвечаете на вопрос только на основании собственных умозаключений, то мы не против данного варианта, только ответственности за слив бюджета не несем. Совсем. И бесплатно переделывать готовый сайт под новую концепцию не станем. И не нужно строчить гневные отзывы о том, что ваш лендинг не конвертит лиды — мы вас предупреждали, помните?

2. Внимательно читайте то, что отправляете подрядчику

Как бы ни было смешно, но зачастую заказчики не читают то, что отправляют нам: ни тексты для размещения, ни само ТЗ. Про более официальную документацию в виде договоров и актов вовсе умолчим, там еще печальнее. И если ТЗ мы, конечно же, откорректируем и согласуем, потому что это в наших интересах и снижает вероятность переделок из-за непонимания, то редактирование или переписывание с нуля текстов для сайта в наши обязанности не входит. Более того, оплачивать корректуру и переработку текстов не рвется практически никто. На выходе имеем немало конфликтных ситуаций с заказчиками, которые считают, что если оплатили создание самого дешевого лендинга, то исправить мелкие недочеты нам должна велеть сама совесть. Не велит, поверьте. Все тексты уйдут на сайт в первозданном виде и точка. Мы уважаем ваш выбор и ваши деньги, поэтому ждем от вас того же; не нужно пытаться устраивать истерику и заставить нас сделать работу бесплатно. Учитесь брать ответственность за решения на себя. В конце концов, это ваш бизнес и ваши деньги.

Совет от нас: не поленитесь и проверьте все еще раз перед отправкой. Если вы считаете, что ваш секретарь сможет написать шикарный продающий текст на главную страницу сайта, то это ошибка в 99% случаев (1% на то, что ваш секретарь — выпускник журфака или филфака с опытом коммерческой журналистики). Лучше заказать создание и переработку текстов, чем терять клиентов в дальнейшем. Не нужно надеяться на то, что подрядчик по доброте душевной расставит в ваших текстах запятые или уберет косноязычный оборот. Обязанность студии — создать описанный в ТЗ продукт в указанные сроки и предоставить отчеты. Все решения, касательно своего бизнеса, вы несете сами, не перекладывайте ответственность на нас. Кстати, крутой продукт не спасет от кровавых слез у клиентов от текста с кучей ошибок, не надейтесь.

3. Работа над проектом включает в себя не только программирование

В действительности, вашим пользователям вообще все равно, на чем написан ваш сайт, насколько у него модный движок и какие крутые программисты это все писали. Важными будут быстрая загрузка, юзабилити и грамотная маркетинговая политика, поэтому крайне важными будут аналитические отчеты по целевой аудитории и разработка стратегии продвижения (в т.ч. и СЕО). Поверьте, продать можно все что угодно. Не нужно экономить на создании сайта и нанимать школьников за еду, но и тратить баснословные деньги тоже не имеет смысла без продуманного маркетингового плана.

Совет от нас: найдите специалистов, которые исследуют нишу бизнеса, составят аватар клиента, продумают интерфейс сайта и сделают еще кучу крутых штук, без которых сайт «не выстрелит». Программирование — это даже не половина работы над проектом. Сам сайт может быть написан самыми крутыми спецами за тучу денег, но при этом не генерировать клиентов вообще,— вполне рядовой случай, когда о маркетинге и СЕО как-то не задумывались.

4. Не нужно самим писать ТЗ, маркетинговые и СЕО-отчеты

Мы нисколько не сомневаемся в компетенции наших заказчиков, но пока что ни один наш клиент не смог предоставить адекватные ТЗ или аналитику под проект. Даже маркетологи со стажем больше, чем я живу на свете (по их словам). Быть хорошим маркетологом в сфере ритейла и web — совсем разные вещи. Не тратьте время попусту. С ТЗ под сайт все еще печальнее, несмотря на заверения клиентов в стиле «я в молодости сам тоже сайты писал, я разбираюсь». Если мы примем в работу то, что вы написали, и сделаем все по вашему ТЗ, то вы нас или убьете на месте, или побежите в суд. Суд будет потом не на вашей стороне, если что вдруг.
Вообще, у наших заказчиков мы наблюдаем две крайности. Либо полное отсутствие интереса к проекту, спихивание ответственности и ремарки в стиле «работайте, иначе зачем мы вам вообще платим?», либо попытка контролировать вообще все и «экономить на спичках»: ТЗ пишется самостоятельно, всю аналитику заказчик делает сам в погоне за мифической экономией (мифическая она потому, что за составление ТЗ мы с вас ни копейки дополнительно не возьмем).

Совет от нас: не нужно экономить на том, что в дальнейшем будет генерировать для вас клиентов. Начиная «шаманством» с самостоятельным составлением всех бумажек под проект в виде ТЗ, СЕО-аналитики и прочего, нужно понимать, что все косяки укладываются на ваши плечи. Сам сайт может быть шикарен, но совершенно неинтересен клиенту. Нет интереса — нет денег. Мы заметим также, что обычно попытка заказчика сделать все самому ни к чему хорошему не приводит, но вы можете сделать вид, что не видели этой строчки и попробовать самостоятельно.
Также еще отметим тот факт, что ТЗ, подготовленное заказчиком, обычно содержит либо незначительные мелочи вроде цвета и размера кнопок, либо только тексты для добавления. Ни технических подробностей, ни банальных пунктов меню в нем нет, что потом в работе выливается в квест под названием «Мы не это имели в виду!». Ну, или опционально, «Мы не хотим Bootstrap, мы хотели PHP вообще-то!» Только ни слова об этом в исходном ТЗ от заказчика не было. Поэтому ТЗ мы все равно за ваши перепишем и утвердим уже готовый вариант (ну оно ж все равно для заказчика бесплатное, какая в конце-то концов разница?), либо вовсе откажемся от такого заказа.

5. Коммуникация важна. Дозированная

Следите за ходом работ и оперативно раздавайте «пинки» для движения в нужном направлении. В ТЗ прописано статичное меню из пяти пунктов, а по факту вместо него пунктов четыре и оно «уезжает» при прокрутке? Весомый повод срочно дать отмашку менеджеру, который курирует ваш проект, и добиться выполнения ваших пожеланий. Нет, изменение в пятый раз оттенка меню не относится к важным пунктам — цветовую гамму нужно было продумывать ДО начала проекта и утверждения ТЗ.
Вообще, у наших заказчиков мы наблюдаем две крайности. Либо полное отсутствие интереса к проекту, спихивание ответственности и ремарки в стиле «работайте, иначе зачем мы вам вообще платим?», либо попытка контролировать вообще все и вносить везде свои «весомые правки» (даже уже после утверждения ТЗ).

Совет от нас: уважайте свое и наше время и не мешайте работать специалистам. Да, контроль на всех этапах нужен и важен, но ежедневные отчеты о том, сколько строчек кода мы написали и зачем не принесут вообще никакой пользы. В то же время, не нужно забрасывать проект полностью и не выставлять оперативно замечания на этапах разработки, копя их практически до момента релиза. Заказчики, тянущие с замечаниями до последнего дня, а потом пишущие «все клево, но мы хотели по-другому» вызывают припадок бешенства у всей команды. Давайте будем взаимно вежливыми.
Собственно, это наиболее заметные ошибки, которые во многих случаях приводят к куче седых волос на висках и литрам выпитого «Корвалола» что у заказчика, что у исполнителя. Самое главное, что мы хотели бы донести до заказчика, это то, что в любом случае сайт будет именно таким, каким он его хочет видеть. Помните выражение «Кто девочку платит, тот ее и танцует»? Каждый раз в случае тяжелых переговоров с клиентом мы вспоминаем ее. Мы конечно же скажем о том, что этот вариант сайта будет нерабочим, что с лендинга не будет лидов и число отказов будет бить все рекорды, но если так хочет заказчик — пусть будет так. Бремя ответственности решений несет он, а не мы.

Как заказать сайт и не слить бюджет? Пять советов для заказчиков: 4 комментария

  1. Статья неплохая, но смысла в ней нет. Описанные вещи логичны для стороны веб-студий и программистов, а заказчики все равно ничего не поймут. Вроде уже шагаем семимильными шагами в ногу с техническим прогрессом, а сотрудничество между фирмами где-то на уровне палки-копалки. Или лихих девяностых, что еще хуже. Заказчик или забивает на проект, или каждый день дергает менеджера проекта. Дурдом в общем. Надеюсь, что когда-нибудь собственники всяких там «бизнесов» поймут наконец-то, что если ниша у клиента не вызывает интерес, то хоть обпрыгайся на трупе программиста, маркетолога или пиарщика — все равно продукт нафиг никому не нужен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *