АнализПерсоналРезюме

6 способов выбесить эйчара до собеседования. Типичные ошибки соискателей

Опубликовано
собеседование

Волею судеб на новом месте работы приходится снова работать над проведением собеседований самых разноплановых специалистов: от девочек-секретарей до профильных спецов. И вот здесь, если честно, жизнь макнула меня с головой в лужу. Какие мысли были до волны собеседований? Все будет также, как и годами ранее. Кандидат приходит на назначенное время, я, уже подготовившийся по его резюме, задаю нужные вопросы и либо собеседую до получения нужной мне информации по тем кандидатам, которых я могу оценить с профессиональной точки зрения, либо передаю кандидата профильному специалисту. На деле все оказалось намного сложее. Накопленный свежий полугодовой опыт и всю «эйчарскую боль» хочется выплеснуть в отдельной статье, что я и спешу сделать. Наматываем на ус и грамотно проходим собеседование.

Опоздание или слишком ранний приход на собеседование

Опоздание — бич почти всех кандадитов сейчас, причем, предупреждать об опоздании они и не спешат. Я сейчас не о некритичных опозданиях в пределах 5-10 минут, а о более внушительных цифрах. Если говорить об опоздании на собеседовании, то появилась новая крайность, когда кандидат приходит на собеседование тогда, когда ему удобно. Без предупреждения. Животрепещущие примеры: собеседование назначено на 12:00, кандидат появляется на собеседовании в 17:00 без предварительного звонка, сталкивается в кабинете с другим кандидатом и начинает закатывать глаза с присказкой «Ой, да у вас тут толпа. И сколько их тут уже прошло до меня?».
Иногда ситуация еще хуже, ибо кандидат решает прийти раньше назначенного времени. И я снова не о 5-10 минутах. Опять пересечение с другим кандидатом, нервы, испорченное собеседование. Про самого эйчара и его потребности вообще никто не вспоминает. В итоге, при плотном расписании в районе 10 собеседований в день можно забыть об обеде или просто чашке чая, потому что при попытке сделать шаг из кабинета появляется новый кандидат, который ну совсем не может ждать. Уважайте эйчаров, и они ответят вам взаимностью, к тому же, в небольших фирмах собеседования проводит сам руководитель. Сами для себя мы уже выработали «золотое правило». Опоздание без предупреждения более, чем на 15 минут — автоматический отказ в собеседовании.

Неожиданное поведение

Хотите превратить эйчара в своего врага еще до собеседования? Не вопрос. Позвоните эйчару и начните что-то требовать: перенести собеседование на время вне рабочего, присутствия начальника на собеседовании (или собеседование с ним, минуя эйчара) или вовсе начните спорить по мелочам. Ну, или попробуйте перенести собеседование в третий раз за эту неделю. Вас сразу запишут в скандалисты и вычеркнут из адекватных кандидатов еще до собеседования. Лучший вариант, если эйчар сразу же сообщит об отказе — так вы не будете тратить время на собеседование с заведомо отрицательным результатом.
Другая крайность — полная апатичность. Эйчар пытается согласовать время и получает пространные ответы в стиле «Я не знаю, когда мне удобно», «А какой смысл в собеседовании?», «Мне надо подумать». Кто здесь ищет работу, в конце концов? Подобный ответ на должности, сопряженные с продажами — однозначный отказ в дальнейшем. Точно таким же «тревожным звоночком» будет полное отсутствие вопросов по вакансии — это сразу же настораживает. Когда вопросов вообще нет, то кандидат либо не заинтересован в вакансии, либо готов от безысходности схватиться за первый попавшийся вариант.
Кстати, хотелось бы упомянуть о вежливости. Никто не просит кандидатов делать книксен, но можно хотя бы не забывать волшебные слова приветствия и прощания, а также «пожалуйста» и «спасибо». Конечно, вы можете демонстративно выразить свое «фи» какой-то там девочке-эйчару, банально бросив трубку вместо прощания, только девочка-эйчар может на самом деле оказаться начальником отдела, в который вы так хотите устроиться. Жизнь полна таких казусов, поверьте.

Резюме

Здесь можно написать целый трактат о том, как писать резюме НЕ НАДО (а также еще немного здесь и здесь). Пожалуйста, не нужно засовывать весь свой опыт работы, который занял 20 лет, в одну строчку с названием «Работа в торговой компании». Точно также не нужно перечислять через запятую кучу работодателей и ставить общий объем опыта работы. Оценить подобные резюме практически не представляется возможным, и эйчару проще выслать отказ, нежели вычленять нужное из этой мешанины. При указании высшего образования указывайте название учебного заведения, а не пишите просто слово «высшее». И уж тем более не нужно указывать декретный отпуск отдельной строкой (!) как опыт работы (!!).
Помогите эйчару выбрать именно вас. Укажите желаемую должность (а не три-четыре через запятую), релевантный опыт, должностные обязанности и образование. Не нужно превращать резюме в «доску почета» и указывать там список никому не нужных курсов не по профилю вакансии, прикреплять грамоты за участие в самодеятельности и писать о том, как вы любите вышивать крестиком. Фото крайне желательно, особенно для тех, кто работает в клиентском сервисе или торговле. Увы, кандидата хотят видеть сразу и всего. Кстати, о тех должностях, где портфолио нужно: не забывайте прикреплять портфолио своих работ. Это избавит вас от тестового задания и выгодно выделит вашу кандидатуру среди остальных соискателей. Не нужно помещать в портфолио свои фото, фото семьи, любимой собаки и прочего. Мы за вас, конечно, рады, но это ни к чему.
И еще по поводу вакансии, вынесенной в желаемую в резюме. Когда кавист хочет стать менеджером по оптовым продажам, это выглядит немного странно (особенно, при полном отсутствии релевантного опыта). Пожалуйста, не поленитесь и создайте еще одно резюме.

Рекомендации и образование

Рекомендации — это хорошо, но если вы оставляете контакты рекомендующего вас человека, не поленитесь узнать, хорошую ли характеристику он вам даст. Были случаи, когда бывший начальник как на духу рассказывал про все косяки бывшего подчиненного или пытался выставить человека в нехорошем свете. Об образовании можно писать много, но если оно у вас есть — укажите его, пожалуйста. Особенно критичен данный пункт для специалистов. Курсы бывают разными, и чаще всего я охотнее позову на собеседование человека с начальным профессиональным, курсами по профилю и опытом, нежели только окончившего вуз выпускника без опыта. Ничего личного, у нас нет ресурсов на обучение «молодых и зеленых».
Для специалистов также хотелось бы сделать ремарку о том, что врать об образовании как минимум нехорошо. Спасибо, если у вас есть опыт, который коррелирует купленный диплом/сертификат, в ином случае все станет понятно уже примерно через месяц и вас уволят. Зачем тратить свое и чужое время? Аналогичное можно написать и в плане специфичных навыков, вроде владения иностранным языком (и не одним), наличия водительских прав и пр. Вы опять-таки потратите свое и чужое время.
Кстати, об образовании. Качество его упало ниже низшего, в связи с чем иногда проще взять на должность человека без образования вообще, но с минимальным опытом, а не свежего выпускника. Причина в отсутствии каких-либо знаний (заочники на голову выше очников, специалисты со средним специальным намного сильнее выпускников высших учебных заведений), завышенных требованиях к зарплате и отсутствии желания работать вообще. Бывших студентов можно смело начинать обучать «с нуля». Ранее ситуацию как-то исправляла обязательная производственная практика в университете, но сейчас она проходит лишь формально, на бумаге. В итоге, на данный момент рынок насыщен якобы специалистами, которые отсидели в вузе в районе пяти лет, но не знают ничего. Учебные планы насыщены предметами, которые не нужны в дальнейшей деятельности (философия, социология и прочие науки у инженеров как пример всего этого безобразия), у самих выпускников отсуТствует какая-либо мотивация развиваться в избранной специальности.

Фриланс

Сразу оговорюсь, что не имею совершенно никакого предвзятого отношения к фрилансерам, более того, в определенный момент времени удалось им также побыть. Но: если в вакансии требуется сотрудник на постоянное трудоустройство с нахождением в офисе, то извините — нам нужен именно такой сотрудник. Нам неинтересен вариант дизайнера, проживающего во Владивостоке, который (так и быть) сможет помогать нам 4 часа в день (вне рабочего времени). Есть вакансии на удаленке с обязательным присутствием в офисе 1-2 раза в неделю. Мы согласны на такой вариант, о чем пишем в тексте вакансии. Жаль только, что текст вакансии никто не читает, поэтому зачастую мы имеем по 80-90% «пустых» откликов, на которые тратится уйма времени. Пустые они потому, что вместо работы на постоянку к нам просятся фрилансеры либо люди вообще без опыта.

Неадекватные требования

В п.4. упомянуто о том, что мы не готовы обучать молодых специалистов. Этот пункт касается не всех должностей, например, мы с превеликим удовольствием возьмем к себе стажеров в отдел торговли, и в случае успешного прохождения стажировки, оформим их на постоянное трудоустройство. Стажировка, естественно, оплачиваемая (потому что любой труд должен оплачиваться). Но с чем мы сталкиваемся, открывая такую вакансию? Приходящие кандидаты делятся примерно пополам на две категории. Первая считает, что стажер ничего не умеет, не знает и не должен ни за что отвечать. Мотивации обучаться новому у них нет. При попытке дать работу в офисе, они обиженно дуют губки и отказываются что-то делать. Вторая категория обладает каким-то минимальным опытом работы (например, стажировка во время учебы или совмещение учебы с небольшой подработкой). С ними другая проблема — неадекватные зарплатные ожидания. Зарплата стажера их не устраивает, несмотря на то, что у них нет ни опыта, ни (очень часто) образования. С этим можно смириться, но с нежеланием работать, увы, мы справиться не можем. Поэтому наша благая идея обучить менеджера «с нуля», если говорить честно, загибла на корню. Место стажеров заняли молодые специалисты и заочники, которые уже обладают хотя бы минимальным опытом адекватной работы, понимают, что такое трудовая дисциплина и ответственность.
Кстати, неадекватными требованиями обладают и многие специалисты, которые решили, что они достойны получать больше (иногда в 1,5-2-3 раза выше, чем средняя зарплата по их специальности на рынке). Мы готовы платить больше, но за нормального специалиста, а не за «личинку инженера» только после вышки. Хотите зарплату выше, чем средняя по рынку данной специальности? Развивайтесь. Изучайте иностранные языки, приобретайте полезные навыки, не бойтесь браться за новое. Или, в конце-то концов, прочитайте пару умных книг по своему направлению работы.
Как вы уже заметили, в этом списке нет ни слова про сопроводительное письмо, ни про требования к качеству фото. Фото желательно, но не обязательно, особенно на тех должностях, где нужен специалист, а не просто симпатичный сотрудник на ресепшн. К тому же, с завидной регулярностью к резюме стали крепить фото семьи/фото в купальнике в обнимку с пальмой и прочие шедевры, снятые на телефон. Уж лучше вообще никакого фото вовсе. По поводу сопроводительного письма меня сейчас будут бить другие эйчары, но я не считаю его обязательным. Из всего массива резюме, который удалось уже обработать, резюме с сопроводительным письмом занимают менее одного процента, к тому же, чаще всего это письмо представляет собой стандартную отписку сайта по поиску персонала в виде «Прошу рассмотреть мое резюме». Да, конечно, если вы хотите обратить внимание эйчара на подходящий пункт резюме или дописать релевантный опыт, который прописан в тексте резюме недостаточно четко, то милости просим. Простынь в виде перечисления «молодой, инициативный, проактивный, ответственный…» я вижу постоянно и уже на это не реагирую. О вашей активности намного больше скажет телефонный звонок и само поведение на собеседовании. Но в целом и общем хотелось бы получать от кандидатов просто больше адекватности и обратной связи еще на этапе предварительного знакомства.


Пы.сы: предвосхищая волну гнева на темы «зажрались», «нет дороги молодым спецам» и «радуйтесь, что к вам кто-то вообще идет работать» я хочу написать сразу несколько историй про наш неудачный опыт.

История намбер ван

Имеем закрытые вакансии конструкторов, но на будущее хотелось бы иметь молодого инженера «про запас». Мы готовы обучать его на рабочем месте. Из требований: профильное среднее или высшее образование (можно неоконченное), возможность работать полный день, навыки работы в нужной программе и, самое главное, желание. Раскидываем вакансию по группам универов/колледжей города
— тишина. Отправляем вакансию на кафедры и в деканат в эти же учебные заведения — тишина. Вывешиваем вакансию на небезызвестный сайт поиска работы — о, пошли отклики. Только все хотят удаленку, грамотного технолога под бок и полную зп. Делать ничего не умеют, но хотят. Смысл платить личинке инженера такую же зп, как опытному, если результата не будет первые несколько месяцев? Здесь, кстати, проблема не только в том, что первый результат будет нескоро. Сотрудник будет косячить. Еще очень долго. Кто будет оплачивать его косяки? Кто, фактически, станет наставником нового сотрудника?

История намбер ту

Уже примерно полгода получаю отклик на любую вакансию фирмы от одной интересной личности. Даме за сорок, в резюме указана должность «помощник руководителя». Зп — 150+. В сопроводительном письме дама с пафосом сообщает, что готова общаться только с непосредственным будущим руководителем. Из умений в резюме — способность открыть пакет программ от мелкомягких. Дама стабильно улетает в папку с отказами, но также стабильно продолжает присылать свое мега-резюме на любую вакансию — от уборщицы до руководителя отдела.

История намбер фри

Приходит дама на должность руководителя среднего звена. Все при ней. Образование, курсы, опыт работы в не абы каких компаниях. Вещает умные мысли. Забираем с руками и ногами. Через две недели — увольнение. Дама ничего не умеет, истерит на рабочем месте. Супер-опыт в других компаниях — это период декрета. Т.е., она устроилась в первую фирму, ушла в декрет, потом вышла и проработала недолго. Увольнение. Такой же фокус проворачивается и с другой фирмой. Вуаля! Хорошо, что у нас не задержалась и не ушла в третий декрет (сарказм).

6 способов выбесить эйчара до собеседования. Типичные ошибки соискателей: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *